Сюжет заимствован из повести А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731), входящей в состав его многотомного романа «Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света». Повесть о Манон и де Грие вызвала к жизни несколько инсценировок, один балет и оперы М. А. Белфа (1836, главная партия написана для М. Малибран); Д. Ф. Э. Обера (1856, либретто Э. Скриба), Манон Леско Дж. Пуччини, «Бульвар Солитюд» X. В. Хенце (1951).
У Массне сохранены основные сюжетные линии повести, но изменен финал (смягчена его терпкость), а главное, образ героини приобрел иные черты. Это скорее парижская гризетка XIX в., чем легкомысленная, простодушная героиня романа, способная и на самопожертвование и на измену. Образ утратил свою загадочность, хотя чисто французская грация музыки придает ему своеобразное очарование.