обзор

Выставка к 100-летию Ариадны Соколовой в Ярославском художественном музее

02 июля 2025, 09:46

Выставка «Оттепель» представляет живописные произведения Ариадны Соколовой из собрания Ярославского художественного музея и посвящена 100-летию Художника. Все инициативы, направленные на продвижение событийных мероприятий и создание туристических продуктов, реализуются согласно целям национального проекта «Туризм и гостеприимство».

Ариадна Соколова – живописец, график и общественный деятель. Заслуженный художник России (2004). Лауреат областной премии им. А.М. Опекушина (1994). В коллекции музея хранятся более 100 работ Ариадны Леонидовны и ее личный архив. Живописное наследие – 88 произведений – охватывает 60 лет, с 1943 по 2003.

В экспозицию вошли портреты, пейзажи и натюрморты, исполненные в конце 1950-х–1960-х – в период «оттепели», когда творческие поиски Ариадны пришли к созданию узнаваемого стиля.

Искусствовед О.Г. Дыкан так пишет о художнике: «Творческий путь Ариадны Соколовой охватывает более семи десятилетий. Это годы, насыщенные живописью, чтением, музыкой, размышлением, писательством, сочинением стихов, фотографированием, созданием музея современного искусства… Кажется, Ариадна ощущала себя человеком Возрождения, так велико было ее стремление быть универсальным творцом. «Художник – это энергия!» – говорила она.

Ариадна Соколова в стремлении понять секрет выразительности цвета и линии, по ее словам, ходила учиться к пейзажу молодого Мартироса Сарьяна, бывшему в экспозиции ярославского музея. Вглядываясь в пластику линии и яркие цветовые решения, молодая художница пыталась разгадать секрет красочной афористичности его работ, оказавшейся созвучной ее собственной душе.

Послевоенное время было насыщенно событиями в культурной жизни страны. Налаживались разрушенные политические и культурные связи. Росту интереса к искусству способствовали не только всесоюзные художественные выставки, но и международные. Выставки французского и американского искусства во второй половине 1950-х годов, имели большой резонанс в советском обществе. Возросшая динамичность художественной жизни, приобщение к мировому искусству увлекали художников в поиски новых форм и стилей. Не осталась в стороне и Ариадна Соколова. Участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957), встреча с художниками из разных стран вызвали огромный прилив энтузиазма в работе. Ее картины приобрели воздушную легкость, из палитры ушли темные краски. Для придания легкости и передачи живости натуры Ариадна использовала собственную технику живописи, добавляя к масляным краскам казеиново-масляные белила. Серии портретов современников, выполненных на бумаге, отличаются хлесткой энергией мазка широкой кистью, жидкая краска позволяет привнести в работу элементы импровизации.

Многочисленные творческие поездки ускоряли внутреннее ощущение хода времени. Неслучайно о своей жизни Ариадна Соколова говорила: «Бег времени в полете чуда». Особенно ценила Ариадна Леонидовна поездки на юг страны в дома творчества художников «Хоста», «Горячий ключ», «Гурзуф». Живая атмосфера общения, солнце способствовали созданию насыщенными яркими красками обаятельных портретов, пленительных пейзажей, великолепных натюрмортов. «Самое главное, что пришло ко мне в Горячем Ключе – это делать работы светлыми и свежими. Светлость – это мое ощущение от импрессионизма, который во мне жил. В погоне за интересными работами я работала без конца. Все эти работы были сделаны с натуры», – вспоминала художница.

В послевоенное годы среди художников стало заметным разделение на два «лагеря». Одни видели свою задачу в отражении внутреннего мира, личной интерпретации событий и осмысления культурных явлений, другие продолжали работать на официальную идеологию. Это размежевание наглядно проявилось в 1962, во время выставки авангардистов «Новая реальность» в «Манеже» в Москве. Не смогла избежать этого выбора и А.Л. Соколова, примкнув в душе к числу тех, кому не интересно было служить на политической сцене. Но отстраненность эта была связана со стремлением достичь совершенства в живописи, а не противопоставить свое творчество официальному искусству. «Свобода была только в том, что я хотела приобретать мастерство. Мастерство – это уже не свобода. Это наоборот. Лишение себя всего. Это можно лишь сделать под большим напряжением несвободы. И моя несвобода распространялась не только на живопись».

К середине 1960-х годов в картинах Соколовой появилась повышенная экспрессия. В это время очарование и легкость в живописи сменились уплотненной концентрацией цвета и конструктивной формой. Из произведений середины 1960-х годов уходит открытый белый грунт, краски покрывают всю плоскость картины. Художник стремился успокоить своих героев, чтобы в наступившей временной паузе стали очевиднее их прекрасные и загадочные черты…»

Ариадна Соколова никогда не оставляла размышлений и поисков. Ее живопись менялась с течением времени, но неизменными оставались верность себе, умение видеть и создавать красоту.

«Мы творцы. Творение – сама суть нашей жизни. Течет река наших дел. Всегда есть удовлетворенность. Потому что занятие является самым главным. Творчество – великий активизатор состояния нашего организма. Отсюда – полет и бескрайность. Прямая дорога к подступам лучшего…» (А.Л. Соколова).

Главная достопримечательность Ярославской области — созвездие 12 старинных городов: Ярославль, Гаврилов-Ям, Данилов, Любим, Мышкин, Переславль-Залесский, Пошехонье, Ростов Великий, Рыбинск, Тутаев, Углич и затопленная Молога. У каждого из них свой неповторимый облик и атмосфера.