Бравый караульный стоит в том месте, где несколько веков назад находилась одна из ярославских застав – Романовская. Ее служащие имели дело со всеми путешественниками, которые въезжали в город или выезжали из него по дороге, ведущей в сторону Романова-Борисоглебска, современного Тутаева. Проверяли документы, проводили фейсконтроль, имели право даже не пускать в город неряшливых путешественников. Такого-то постового и изваяла скульптор Елена Пасхина, постаравшись отразить типичные черты ярославского характера: и лукавство, и добродушие. По ее словам, у персонажа было три прототипа, все – местные жители.
В итоге постовой у Романовской заставы выглядит как сказочный герой. Взгляд у него слегка насмешливый, вид молодцеватый. Он одет в форменную шинель, подпоясанную кушаком, и заправленные в высокие сапоги шаровары. В руках секира и трубка с табачком, а за голенищем припрятана большая ложка. Грудь служивого украшает номерной значок с надписью «Ярославская губерния». Из широкой сумки выглядывает свернутый в трубочку документ, на нем можно различить дату – 1787 год. Именно тогда императрица Екатерина II повелела перестроить Ярославль на регулярный манер и установить в городе те самые заставы. К 230-летию памятного события скульптура постового и была торжественно открыта.
Стоит служивый человек возле караульни, которыми были оснащены все городские заставы. В будку можно зайти, чтобы сфотографироваться. Еще некоторые туристы делают селфи, приобняв постового, некоторые – греясь у костерка, который «трепещет» возле его ног. Обратите внимание, что с крыши будки на вас насмешливо смотрит ворона: ее посадила сюда скульптор Анна Седова для того, чтобы Иванычу (так ласково называют караульного местные жители) было веселей.
Если скульптура вам понравилась, непременно посмотрите на другой ярославский памятник, созданный Еленой Пасхиной, – оперному певцу Собинову, изображенному в сценическом костюме на театральной сцене.