Церковь Димитрия Солунского г. Ярославля

Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX веке). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно.

  • г. Ярославль, Большая Октябрьская улица, д. 41а
  • 8 (4852) 32-81-52
  • https://vk.com/dsolunskiy

Подробное описание:

По преданию, основание прихода относится к XIV веку и связано с возведением деревянного храма великомученика Димитрия Солунского (именно поэтому в народе приход всегда именовался Дмитриевским), небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле. Вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев-ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм и воинское кладбище приобрели мемориальный характер памятника победы над татарами.
Первые упоминания о Похвальской церкви относятся к началу XVII столетия. На то, что до конца XVI в. церковь Дмитрия Солунского являлась местом поминовения представителей ярославского княжеского дома и содержалась на деньги родственников умерших, указывает уникальный документ 1580-го года – « Променная запись княгини Ульяны Алабышевой».
1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.
Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею.
При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Кроме этого, храм имел святые ворота у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.
Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов.15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном.
А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме св. вмч. Димитрия Солунского.

Источник: http://pohvala.cerkov.ru/

Карта:

Другие места: