Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня

В окружении земляных валов стоит величественное здание Крестовоздвиженского собора, или просто «старого собора», как писал М. Рапов в своей книге «Каменные сказы». Откуда ни посмотри на собор, он всегда укрыт валами. Храмы — как люди. Есть храмы красавцы и щеголи, как храм Василия Блаженного. Есть храмы-лебеди, легкие и воздушные, как церковь Покрова на Нерли. Есть храмы богатыри, как Илья Муромец. Крестовоздвиженский собор, безусловно, богатырь.

  • город Тутаев, улица Крестовоздвиженская, 47а

Подробное описание:

В окружении земляных валов стоит величественное здание Крестовоздвиженского собора, или просто «старого собора», как писал М. Рапов в своей книге «Каменные сказы». Откуда ни посмотри на собор, он всегда укрыт валами. Храмы — как люди. Есть храмы красавцы и щеголи, как храм Василия Блаженного. Есть храмы-лебеди, легкие и воздушные, как церковь Покрова на Нерли. Есть храмы богатыри, как Илья Муромец. Крестовоздвиженский собор, безусловно, богатырь. Он врос в эту землю, что еще более усиливает его мощь. Грозный часовой древнего городища, коренастый и крепкий, который оставался многие века один, но не покинул свой пост. Крестовоздвиженский собор считается патриархом романовских церквей.

Храм является одной из первых каменных культовых построек. Он был возведён на месте деревянной одноимённой церкви на средства горожан и «доброхотных людей», освящён в 1658 году. Царь Михаил Фёдорович пожертвовал в собор чудотворную икону Тихвинской  Божьей Матери. Его отец, царь Алексей Михайлович, выдал на построение храма 100 рублей. На царскую ругу в 100 рублей и деньги, собранные с населения, у северо-западного угла храма была поставлена колокольня. В её облике немало общих черт с московскими колокольнями второй половины 17 века.

Собор – бесспорное творение местных мастеров – сохранил все характерные черты ярославского усложнённого храма. Тот же пятиглавый массив с тесно примкнувшими к нему приделами, галереями и колокольней. Те же огромные купола, высота которых, как и в ярославских памятниках, превышает высоту здания

Храм за долгие годы своего существования не раз подвергался переделкам. Постепенно он «оброс» пристройками, во многом исказившим его первоначальный облик. Есть предположение, что первый одноглавый храм завершался шлемовидной главой. Начиная с 1652 года собор перестраивается, шлемовидная глава заменяется на луковидную, достраиваются еще 4 главы, колокольня и два придела: холодный Смоленский и теплый Введенский.  В  1898-1899 годах проведена реставрация росписей.

Когда-то внутри храма фрески пышным и ярким ковром покрывали все стены. Над ними трудились великие мастера XVII века. Первоначально начинал писать  Василий Ильин, а под его руководством трудились начинающие, а впоследствии знаменитые художники – Гурий Никитин и Сергей Васильев.

В годы советской власти собор пострадал менее других церквей города. До 1929 года за него несла ответственность церковная община. С 1930 года в храме открылся антирелигиозный краеведческий музей, просуществовавший до начала Великой Отечественной войны. Затем здесь располагался склад лесоматериалов, который охранялся, а вместе с ним и собор. Какой-то период времени территорию вокруг храма занимал питомник, в котором выращивали саженцы. С 1992 года собор передан в ведение Ярославской епархии.

Карта:

Другие места: