Ростов Великий — один из древнейших городов России, который привлекает туристов своей богатой историей и красивой архитектурой. Но не все знают, что этот город также стал местом съёмок нескольких кинолент. Киномаршрут по Ростову Великому позволит не только насладиться красотой старинных храмов и монастырей, но и увидеть знакомые места из любимых фильмов.
Начать киномаршрут предлагаем с Советского переулка.
Район вокруг кремля в фильме «Тридцать три» превратился в город Верхние Ямки, в нынешнем «Доме ремёсел» на Подозёрке, был дом главного героя - Ивана Сергеевича Травкина. Кремлю отводилась роль фона для путешествия героя к стоматологу, проезда кортежа к дому Травкина и спокойного возвращения героя домой.
Кинематографические дороги режиссеров-шестидесятников очень разные и одновременно очень схожие своей неповторимостью. Такая «неповторимая» дорога привела в наш город Георгия Данелия и Леонида Гайдая. Именно их фильмы можно назвать знаковыми в кинематографической биографии Ростова.
Продолжаем маршрут по Советскому переулку, вдоль Гостиного двора.
В ростовском филиале Государственного архива сохранилось фото, где под ресторан в фильме «Братья Карамазовы» декорируются вход церкви Спаса на Торгу, тогда здесь была библиотека.
Также именно здесь в 1978 году снимали кадры нэпмановской Москвы в фильме «Трактир на Пятницкой».
Шумит ярмарочная толпа, среди самоваров и баранок шмыгают беспризорники, вот тут-то в этой галдящей торгующей массе и встречаются главные герои повести.
Процент кадров с натурой Кремля показывает, что именно великолепные возможности этого места ценились выше всех других прелестей Ростов.
Глядя на звонницу, Успенский собор и Ростовский кремль в памяти всплывают кадры фильмов «Семь стариков и одна девушка», «Держись за облака», где кремль оказался фоном для ряда виселиц. «Семь нот в вышине» - именно благодаря этому фильму ростовские звоны попали на экраны и стали доступны зрителям. Знаменитый «Иван Васильевич меняет профессию», «Конец операции «Резидент», «Раскол» и другие.
В картине «Семь стариков и одна девушка по звоннице бегает Фантомас и раскачивается на языке колокола «Сысоя», скрываясь от погони.
Столь же нелепо ведут себя герои фильма «Иван Васильевич меняет профессию», запутавшись в веревках, беглецы привлекают к себе внимание гонявшихся за ними стрельцов.
Маршрут продолжает вдоль стен Ростовского кремля по улице Петровичева.
Свое нынешнее имя она получила в честь выдающегося русского художника, Петра Петровичева. Герои фильма «Мой ласковый и нежный зверь» в 1978 году едут в коляске мимо стены, ограждающей Митрополичий сад Ростовского кремля, фоном проскальзывают панорамы и детали других зданий, гладь озера Неро. С этой же стены, но в 1972 году прыгали стрельцы в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». «Артисты массовки прыгали по-настоящему, но за высоким валом не было видно - куда. Оказалось, что под стеной лежал огромный стог сена. Съемки закончились, а сено не увезли. Мы потом очень долго, почти до первого сентября, там кувыркались» - вспоминают ростовцы.
В картине «Человек с другой стороны» красота ростовского озера и Ростовского кремля олицетворяет патриархальную русскую старину.
Эпизод снимался на Толстовкой набережной, по которой сейчас продолжается наш маршрут.
Само озеро появляется в кадрах редко, эпизодически и не в самые удачные времена года.
То фантома на фоне кремля ловко орудует веслами, то герой Евгения Леонова пытается утопиться, или панорамная переправа «всплывает» в эпизоде. Фильм «Семь нот в тишине» начинается с небольшой зарисовки: берег озера, лодочки, длинные мостики, на них женщины полощут белье.