Джазовый элемент проникает и в театральную музыку Эшпая — в балете «Ангара» (по мотивам «Иркутской истории» А. Арбузова) также можно услышать джазовые ритмы и интонации. Обращение к такой интонационной сфере здесь не случайно, так как ритмы современных танцев в сочетании с бытовыми интонациями, народными инструментальными наигрышами, лирическими мелодиями широкого дыхания позволяют композитору воссоздать мир сегодняшней молодежи. Ее обобщенный образ несет в балете важную смысловую нагрузку и дополняет характеристику главных героев. В этом же ключе написан и следующий балет Эшпая «Помните!», и его Четвертая симфония с подзаголовком «симфония-балет» (1981). Его первые три симфонии написаны в конце 50-х — начале 60-х годов, и каждая из них своеобразна и необычна по замыслу и композиции. Первая двухчастна и построена по принципу контрастного сопоставления.
Музыка, навеянная воспоминаниями о Великой Отечественной войне, представляет образец лирико-философского симфонизма в творчестве композитора. Вторая симфония, тоже программная, имеет подзаголовок «Хвала свету». Но содержание ее не исчерпывается воспеванием красоты и гармонии. Это музыка действия и резких контрастов, многоплановая по содержанию. Средняя часть симфонии мт служить примером демократизации музыкального языка в современном симфонизме — здесь автор использует темы из музыки к кинофильму «Ночной патруль», написанной незадолго до создания симфонии. Третья симфония — «Памяти отца» — одно из самых задушевных сочинений Эшпая; она воспринимается как взволнованная исповедь и отличается подлинной глубиной мысли. Стремление к композиционной целостности, непрерывности развития музыкальной ткани приводит к стиранию граней между частями симфонии. Единству тематического развития способствует и введение лейтобраза — мелодии хора Я. А. Эшпая, проходящего через всю симфонию.